суббота, 18 октября 2014 г.

Магия слова. Выпуск 2-й. Заголовок

День добрый, уважаемые!
С вами снова рубрика «Магия слова» и я, ее ведущая, Анна_bora.

Спасибо, что поддержали разговор о журналинге в скрапе!
Приятно видеть, что тема оказалась актуальной и живо комментируется. Вы привели тучу классных примеров! 
Всё с удовольствием забираем в копилку рубрики))

Самое главное, к чему мы с вами пришли, журналинг, а именно ему был посвящен первый выпуск рубрики, – первый наш помощник при создании скрап-страничек и альбомов!
Особенно ярко высказалась на этот предмет Надя_Надеждинка и даже привела в пример страничку, которую делала 4 года назад. Страничка яркая, эмоциональная, но без журналинга. И, как пишет Надежда, восстановить в памяти то, что хотелось сказать этой страничкой можно только благодаря посту в блоге, где она была опубликована. «Но ведь пост мой не будет к страничке приклеен, правда?».. 
А выводы для себя каждый делает свои. Кто-то убедился в правильности выбранного пути и дальше собирается делать странички про свою семью с интересными историями. А кто-то только пришел к мысли, что журналинг - must do it и строит планы по достижению цели.

Сегодня мы продолжаем нашу актуальную тему и будем говорить  
о заголовках
Напомню, вот такое определение мы дали этому понятию в прошлый раз.
ЗАГОЛОВОК (или название) — самые главные слова на странице, кратко выражающие ее основную мысль, определяющие ее настроение и характер.

Три главные функции заголовка
1.      Информировать. О чем эта страничка? Зачем мы ее сделали? Так сказать, выжимка, квинтэссенция основной мысли, которую мы хотим передать.
2.      Привлекать, цеплять внимание к происходящему на страничке.
3.      Задавать настроение, соответствующее страничке в целом (шутливое, романтическое, пафосное и т.д.)

Какие бывают заголовки?
Я снова попыталась систематизировать, в этой схеме собраны различные виды заголовков - по их сути, вариантам оформления, функциям.


Заголовок должен быть достаточно информативным, понятным, удобным для восприятия, привлекающим внимание. 

Nota bene, примечание от «Магии слова»
Важно: он не должен противоречить смыслу странички, если только это не является вашим осознанным ходом, который обыгрывается разными деталями работы.
И конечно, неудачный заголовок может свести на нет все усилия. Вот почему так важна эта тема.

Какие заголовки привлекательны
и вызывают интерес?
Не сочтите за труд, пройдите по ссылкам! 
Все примеры нужно смотреть в комплексе: слова плюс оформление!!!
1.      Если внутри заголовка заложено противоречие, парадокс, он представляет собой какое-то неожиданное выражение: «Треугольные королевы the best» у Лизаветы 
2.      Заголовки-провокации: «Двое», тогда когда на фото – один, у Светланы 
3.      Заголовки-интриги: «А вдруг принц?!» у Наташи Бумага-Марака 
4.      Веселые, шутливые заголовки: «В рот мне ноги» у Наташи Бумага-Марака 
6.      Краткие заголовки зачастую привлекают больше внимания. Свыше 5-7 слов практически не воспринимаются. Зато даже одно слово, если оно точно выбрано, может «сыграть» всю страницу: «Ангел» у Лены ЛавКреатив 
7.      Заголовки с призывом к совместному действию: «Лыжню!» у Кати Painter 
8.      Заголовки со знаком вопроса, а также с использованием вопросительных слов, например КАК, ПОЧЕМУ, ОТКУДА. Помните, если есть вопрос или намек на него, это означает, что где-то рядом есть ответ)) Значит, нужно его найти, вглядываясь в фотографию, детали, читая журналинг: «У нее там машинный завод?» у Тамары 
9.      Легкие для восприятия заголовки, без сложных конструкций (причастных и деепричастных оборотов, придаточных предложений, вводных словосочетаний).
12.  Если в заголовке используется цифра: «5 случайных фактов обо мне» Оля Котлярова 
13.  Игра со словом - многозначность, словотворчество: «АпельСЫН» у  Любаши 

Чтобы придумать хороший заголовок, можно потренироваться с выше приведенным списком. Попробуйте пройтись по каждому пункту, придумать разные виды заголовков и выбрать лучший из них.

Nota bene, примечание от «Магии слова»
И опять вынуждена напомнить: то, что хорошо сыграло в одном случае, может быть неудачным в другом! Все советы примеряем исключительно к собственной идее! 
По-другому никак!

Как придумать заголовок
Журналистов учат придумывать заголовки к статьям, существует даже определенный алгоритм действий. Давайте попробуем взять его за основу.
1.     Размышляем над нашей «статьей» - историей, которую мы хотим рассказать в своей работе. Стараемся сформулировать ее основные моменты, ее главную мысль. Но не откидываем в сторону эмоции и интересные детали.
2.     Ищем ключевые слова, которые отражают суть нашей истории. Для облегчения работы записываем их на бумагу.
3.     Работаем с этими ключевыми словами: ищем, чему они созвучны, какие ассоциации вызывают, подбираем синонимы. Вспоминаем песни, стихи, книги, фильмы, пословицы-поговорки, которые могут иметь отношение к нашим ключевым словам.
4.     Творчески перерабатываем найденное. Например, заменив одно слово в известной пословице, можно получить оригинальный заголовок, который будет соответствовать именно вашей истории и станет украшением странички. Отличный пример "Ветрянка, сэр!" у Светланы
И не забываем использовать образность родного языка: метафоры, олицетворение, аллегория, эпитет, сравнение и т.д. Филологам легче) остальным – гугл в помощь.

Скраперу в помощь
1.      Заведите блокнот! 
Да-да, опять блокнот! И записывайте туда удачные фразы из фильмов/книг/песен, а также образы, привлекшие ваше внимание в повседневной жизни (рекламные слоганы, журнальные заголовки и т.д.).
2.      Существует множество упражнений для развития воображения, творческого мышления  поищите их в интернете. 
Во-первых, это просто интересно, во-вторых, действительно полезно иной раз взбодрить ум, а там, глядишь, не только интересный заголовок родится, а еще и идеи для новых работ появятся. В-третьих, многие из таких упражнений годятся для того, чтобы позаниматься с ребенком (двойная польза!).

Как оформить заголовок?
Опять же вариантов – тысячи, основные типы оформления упомянуты на схеме выше.
На всякий случай напоминаем: 
выделить все – означает не выделить ничего! Все хорошо в меру.
И учитесь у тех, кто уже умеет! 
Очень много интересных примеров по оформлению заголовков у мастериц, на которых я уже ссылалась выше.
Также потрясающе интересно работают с заголовками:
(мы все очень огорчены отсутствием новых постов в этом прекрасном блоге)
и многие-многие другие!

Стоп шаблонам!
В обсуждениях по прошлому выпуску наши читатели касались и заголовков тоже, в частности, такого аспекта как шаблонный подход. 
Лена LoveCreative против массового распространения «Сладких пяточек» и «Май принцесс», а Елена Софронова не приемлет в семейных альбомах такие заголовки, как «Сынок» и «Летний полдень».
Наши читательницы, конечно же, не против самих этих слов, они имеют в виду, что в заголовках хочется видеть чего-то более осмысленного, индивидуального, максимально соответствующего духу конкретной фотографии и рассказываемой истории! А принцессы, как известно, обладают очень разными характерами и не к каждому снимку подойдут одинаковые слова)). 
В общем, обе Лены (и мы, конечно, тоже) за вдумчивый подход к работе над заголовком, за более точное попадание, скажем так.

Вот и наш эксперт считает также.



Наш эксперт сегодня Елена Виноградова


Кто не знает Лену Виноградову? Лену знают все! )
И не только потому, что она делает стильные альбомы, выпускает классную бумагу и проводит очень интересные МК. 
Лена Виноградова - это уже, по сути, имя для многих техник в скрапе.
Лена - это переплет, который знают все, на МК по которому до сих пор ссылаются в блогах, но который редко у кого получается настолько хорошо, как у самой Лены))
Лена - это техника изящной дорисовки фотографий...
Лена - это печать фотографий на скрапбумаге...
Лена - это оригинальные раскладки и потайные страницы в альбомах...
Ну и конечно Лена - это точные заголовки. Я не случайно выбрала именно это слово: точные! Они точны и по смыслу, и по оформлению. Заголовки на ее страницах присутствуют настолько естественно, что кажется, они были тут всегда.

АННА: Лена, как придумываются заголовки? Поделитесь секретами! Вот Оля Котлярова, например, рассказала нам, что у нее есть специальная ручка для журналинга)
ЕЛЕНА: Вы правильно заметили, я считаю, что заголовок – это неотъемлемая часть работы, а точный и правильный заголовок – это вообще значительная часть работы! Никаких ритуалов по придумыванию заголовка у меня нет. Они придумываются вместе с подбором фотографий. Нашла фото, тут же складывается идея работы и заголовок.

АННА: Очень часто в ваших страничках при всей серьезности оформления звучит легкая ирония (как например, в альбоме для подруги «Мне 35»). Это следствие характера или...
ЕЛЕНА: Человек без чувства юмора – один сплошной пафос. Пафос я не люблю. Ироничные веселые работы легче смотреть и воспринимать, их интереснее читать. Однако такую иронию я позволяю себе в работах про очень близких мне людей, которые, я уверена, на это отреагируют правильно. Я и над собой часто смеюсь! Чувство юмора позволяет скрыть волнение, шутки разряжают обстановку – так проще жить!
Альбом здесь
АННА: Почти сразу с выпуском собственной бумаги у вас стали продаваться и наборы надписей на разные случаи. Почувствовали такую потребность в скрапсообществе? 
ЕЛЕНА: Для начала это было нужно мне самой. Все надписи создавались по конкретному случаю, они не были высосаны из пальца. Потом они понравились другим, люди часто писали мне письма с просьбами выслать им надписи. Поэтому я решила их выпускать уже массово. На тот момент русскоязычные надписи практически никто не делал, а потребность в них была.

АННА: Ваш фирменный стиль оформления заголовков - вырезание распечатанных слов, даже МК есть соответствующий. В вашем исполнении это очень тонкая мастерская работа. Но здесь, как с переплетом: нам рассказаны все секреты, но повторить получается не у каждого)) Откуда такие замечательные руки?) От папы с мамой? Или сказываются годы тренировок?
ЕЛЕНА: Думаю, что и то, и другое. Про необходимость упорного труда и постоянного обучения я всегда писала и говорила. Вот пытаюсь сейчас это своей дочке объяснить – ей хочется все и сразу, а если приходится попотеть, то интерес пропадает :)))

АННА: Сегодня в заголовках ваших альбомов частый гость — черные буквы. Они - тоже распечатка? Выглядит очень стильно и, кажется, что такие заголовки выполняют не только информационную функцию и, может быть даже, не столько. Это еще и композиция, и элемент украшения...
ЕЛЕНА: Это распечатка на пленке. Вещь очень полезная, когда не очень много времени. Таких заголовков у меня придумано большое количество. Они очень подходят для альбомов, там, где композиция не очень сложная и особой навороченности не требуется. Безусловно, это элемент композиции, и в сочетании с другими элементами – черными полосками, к примеру, они задают определенный стиль.

АННА: Поделитесь, пожалуйста, с нами примерами самых интересных на ваш взгляд заголовков - как по содержанию, так и по оформлению.
ЕЛЕНА: Для всех страничек у меня секрет один: заголовок должен подходить по смыслу, по стилю, вписываться в композицию.
И я никогда не устану повторять: девочки, не пренебрегайте заголовками! Это мощнейший инструмент в создании не только интересной, но и гармоничной работы! Заголовком можно уравновесить композицию по цвету, по элементам, добавить ей динамики, и, безусловно, смысла…
Хотя, как показывает практика, наличие смысла в работах – это очень на любителя. Зачастую работы носят просто украшательский характер, и фотографии для этого используются не несущие особой идеи. Просто красивые люди или красивые дети… Для таких работ и фотографий заголовки придумать трудней всего. Но, как говорится, смотря какие цели вы преследуете :))))

АННА: Лена, большое спасибо за интервью и предоставленные работы с интереснейшими образцами оформления заголовков!

Давайте же смотреть работы Елены Виноградовой 
и учиться ее мастерской работе с заголовками!
Как рассказала нам Лена, в страничке "Разреши себе жить" заголовок распечатан на обычной офисной бумаге - белыми буквами на черном фоне. Срез бумаги подкрашен маркером, чтобы распечатка сливалась с фоном страницы. Экспрессивный дух странички подчеркнут выбором шрифта в гранжевой стилистике.

Тонкая работа: каждая буква заголовка вырезана по отдельности. Чтобы такой заголовок смотрелся аккуратнее, Елена рекомендует оставлять припуски белого фона, который при необходимости можно подкрасить в цвет странички.
Обратите внимание на слово "осени" - Елена дорисовала на фоне тени каждой букве: смотрится объемно и интересно, согласитесь! И еще один нюанс: кленовый лист то заходит под буквы, то закрывает их - этот прием также добавляет глубины пространству странички, вся работа смотрится легко и непринужденно.
А здесь, раскрывает карты Елена, все буквы вырезаны из журналов, ведь страничка на тему моды! Заголовок смотрится ярко, игриво и подчеркивает веселый характер странички.

Заголовок "Игры для взрослых" также распечатан и вырезан, но посмотрите, как точно он вписан в композицию! А выделение одного слова красным цветом решает сразу несколько задач:
1. поддерживает связь с элементами такого же цвета
2. усиливает яркий характер страницы
3. расставляет смысловые акценты в заголовке: все-таки игры! (хоть и для взрослых))
Еще один пример того, как удачно подобранный шрифт играет на общую картину. Шрифт с простым написанием смотрелся бы здесь не так гармонично. Заголовок - распечатка со слегка тонированными краями.
И опять игра со шрифтом: смотрите, как разное написание букв в слове "путаница" обыгрывает смысл, заложенный в этом слове!
Заголовок "Живая азбука" - комбинированный. Как прокомментировала Лена, буква «А» с аистом и арбузом вырезаны из старой азбуки, немного дорисованы для яркости и посажены на объемный скотч. Остальные буквы заголовка распечатаны. Слово "живая" - на объемном скотче, буквы «збука» приклеены прямо на страницу.
В данном случае заголовок служит еще и украшением.
 Фирменный вырезанный заголовок посажен на объемный скотч и словно парит над страничкой, подчеркивая "птичью" тему) А кроме того заголовок своим размещением и выбранной для него цветовой гаммой подчеркивает вертикальность композиции.
Слово "Банька" - это чипборд, искусно раскрашенный под бересту.
Сравните: "Баня" и "Банька"... Вроде смысл одинаковый, но для данной героини не всякая баня подойдет))
"Зимний день" - заголовок вырезан и "посажен" на объемный скотч, из-за этого вокруг букв появляется легкая тень, добавляющая глубины пространству. Кроме того, как комментирует сама Лена, в данном случае заголовок служит еще и для уравновешивания композиции.

Ох...
Загрузили мы вас?)
Ну простите! Уж больно тема интересная!
А вам?

Давайте продолжим разговор!
Расскажите, как вы придумываете свои заголовки? 
Поделитесь своими фирменными фишками на этот счет!
А есть ли у вас любимый прием для оформления заголовков? 
Или вы каждый раз придумываете что-то новенькое?

Рассказывайте, делитесь мнениями, задавайте вопросы!
В том числе нашему эксперту Елене Виноградовой - она пообешала обязательно ответить на все вопросы. Можно это сделать в комментариях, а можно писать на почту 
ann-bora@yandex.ru с пометкой "Магия слова". 
Мы обязательно все соберем и передадим по назначению.

А следующей темой для разговора в рубрике "Магия слова" будут "Слова-акценты". 
Выпуск выйдет 3 ноября.

...

32 комментария:

  1. Вот это объемчик!!! Надеюсь, это будет отправлено в архив по окончании проекта или все срочно нужно законспектировать? Есть над чем подумать.Кстати, когда я только начала заниматься скрапом, то для первой странички использовала для заголовка вырезку из журнала и мне кто-то сказал, что в скрапе так не делают. Я выбросила все свои заготовки с прикольными и интересными фразами, а их было полный конверт(((. О Лене Виноградовой я тогда и не слышала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, с объемом засада) но я буду исправляться! обещаю!!!
      Храниться это будет, как обычный пост. Это не проект, у него нет видимого срока окончания... Будет продолжаться, пока убдет интерес это читать и писать)))
      А насчет журнальных вырезок... Нужно слушать, что говорят, но делать по-своему))

      Удалить
    2. Да и слушать тоже не надо, а уж выбрасывать... ужас! Полный конверт(((

      Удалить
    3. Анечка, надо будет баннер вывесить и пост сделать обзорный по вышедшим выпускам. И потом добавлять ссылки, для ПЧ удобно, хотя. можно и через Ярлыки просматривать, но не все об этом знают.

      Удалить
    4. А! Точно! я поняла! сейчас сделаю, а ты глянешь - так не так?)

      Удалить
  2. Огромное Вам спасибо за эту рубрику! Кажется, все уже знаешь - ан-нет, новые тонкости и грани узнаешь!
    А Лена - для меня Эталон в скрапе! Во всех смыслах, и в отношении журналинга тоже)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила! Расскажешь то, что знаешь ты? Думаю, нам всем будет интересно! я кстати, тоже собираюсь у себя пост сделать про свое к этому отношение)

      Удалить
  3. Аня - ты мой герой!!!! Столько нужной информации!!! А подборка страничек к теме - просто шикарная!!!! (сажусь за парту))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. )) ты знаешь, я сама села за парту в связи с этим) и сто пудова собираюсь об этом рассказать)

      Удалить
  4. Аня,такая интересная тема!И очень приятно было здесь найти ссылку на свою страничку, хотя у меня, как мне кажется, есть и поинтереснее заголовки)) Такую мощную теоретическую часть ты написала! Я никогда не думаю, как я делаю заголовки. но прочитала твою статью и поняла, что все верно, так все и делается, пусть и на подсознательном уровне. Пойду пост напишу у себя)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, у тебя (тебя? вас?) однозначно много интересных заголовков и вообще всего интересного) Этот выбрала потому, что мне нужно было проиллюстрировать конкретную мысль) Ну и заодно просто привлечь внимание к мастеру, который умеет работать со словом. Ждем пост с нетепением!

      Удалить
    2. У тебя, конечно))-Что я не родная , что ли?;)

      Удалить
  5. Ответы
    1. Спасибо за суперколлекцию отличных заголовков! прям в красный зал славы!) потому что круто!

      Удалить
    2. Ну в зал славы- это я люблю! И медаль ещё мне. И денежную премию, если можно;)

      Удалить
  6. оо, Ленины "трендовая" и "азбучная" странички" классные, трендовую помню еще по инспая-энд-мейк. Аня, прекрасный пост!! очень актуальная тема, и я так рада, что отдельная публикация посвящена заголовкам - оно того стОит!!

    Будем беседовать дальше!!

    ОтветитьУдалить
  7. Анечка, спасибо за шикарную статью. Мне, как человеку, стоящему на самых дальних отступах от образцовых заголовков, особенно полезно. Хоть мне совсем нечем похвастаться, но анализ своих работ и самокопание не удержали меня от болтологии))

    ОтветитьУдалить
  8. Какой ты пример у меня взяла)) А я сразу вспомнила, это же не единственная страничка у меня со знаком вопроса. На вскидку вспомнила еще две. Надо и такую статистику сделать)))))
    Статья очень интересная! Надо брать пример с Наташи БМ и учиться придумывать смешные заголовки) Ну а Лена это дааа, эталон по смысловым заголовкам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Статистику в студию!) На самом деле у тебя много интересных заголовков и по звучанию, и по оформлению. Хотим видеть твой обзор!

      Удалить
  9. Аня, спасибо за такое доверие - аж три раза в примерах :)))) прииииииятнооооо
    Но я больше по веселому, да :)
    постараюсь на днях написать свои мысли про заголовки) хотя после тебя - и добавить-то нечего :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Веселье - рулит! так что ты -молодец! с удовольствием пойдем к тебе - читать!

      Удалить
  10. Мега интересная статья! Я после мастер-класса у Лены Виноградовой потсоянно использую вырезанные буквы для заголовков. Балдею от этого приема. Аня, спасибо за теорию и разбор по примерам!!! Это колоссально полезная информация!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Света! очень приятно! показывай и свои примеры! уверена, это интересно!

      Удалить
  11. Спасибо за статью!!!Обожаю заголовки, без них страничка не имеет смысла быть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо и вам за добрые слова!) присоединяйтесь к разговору!

      Удалить
  12. немножко встряну и здесь:) мой главный гуру заголовков (вместе с Еленой Виноградовой), это vachuta! нет смысла описывать, надо смотреть:: http://vachuta.livejournal.com/47845.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Вилли! ты права, это надо смотреть! ибо кайф! ) сделаю обзор в следующий раз всех читательских постов и ссылок, - надо сохранить для истории) да и просто интересно!

      Удалить