День добрый, наши дорогие Магини!
Сегодня мы решили поговорить об интересных, необычных "украшениях", которые используют скрап-леди в своих работах.
К таким чудесным акцентам относятся куклы-скрутки.
К таким чудесным акцентам относятся куклы-скрутки.
Кукла-скрутка - это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древнейшие образцы таких кукол найдены в Египте - в захоронениях-современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, а либо обережными.
Самые первые куклы делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Я немного расскажу о некоторых. Но вначале хочу оговорить вот что: названия кукол очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. Такое мышление вообще характерно для людей древней славянской культуры.
Итак, самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зернушку". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
И смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы изготавливались разные.
Куклы-скрутки - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла-скрутка изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц. И в этом тоже был заложен огромный смысл.
Кроме всего прочего, изготовление куклы-скрутки имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее вошебство.
Если изготавливается кукла-оберег, нужно использовать свеже-сорванную «живую» веточку с «хорошего» дерева. Это правило для большинства народных кукол.
Крупеничка - тяжеленькая кукла, наполненная ароматной гречей. Когда-то эта кукла стояла в красном углу дома, сохраняя ценное зерно гречихи и являлась символом достатка семьи, благополучия и отсутствия нужды. Крупеничка - лучший подарок хозяйке.
Девкина Забавка. Самая простая игровая кукла, которая изображает взрослеющую девочку. Служит подружкой и советчицей в сердечных делах, оберегает сердце от тоски
Кубышка-Травница. Тряпичная кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или наоборот бодряще. Эта кукла изготавливается уникальным образом без иголки.
Разные виды кукол использовались для детских игр. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным. А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика.
Была и зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель. Но, пожалуй, самые оригинальные и простые куклы – из репейников. Колючие головки соединялись в человеческую фигуру.
Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.
Зимние лихоманки (есть еще и весенние) - это обережные куклы от нечести в доме, которая является причиной болезней и разлада в доме. Зимних лихорадок 12, каждая имеет свое имя и связана с определенной болезнью(злым духом). Лихорадок клали в печь, в современном вариане где-то рядом на полку. И украшение для кухни и помощь в доме. И естественно, так как кукла обережная, то делается по определенным правилам.
Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» - привидение, «манить» - лгать, обманывать).
По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка...»
Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.
В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.
Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок - девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.
Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.
Вот эти названия:
1. Трясся (Трясавица) - от глагола «трясти».
2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», - то есть она производит внутренний жар.
3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.
4. Гнетея - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.
5. Грудица или Грынуша - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.
6. Глухея или Глохня - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.
7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».
8. Пухнея - пускает по всему телу отек (опухоль).
9. Желтея, Желтуха - эта желтит человека, «аки цвет в поле».
10. Коркуша, или Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.
11. Глядея - не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.
12. Невея (мертвящая), огнеястра - она всех проклятее, и если вселится в человека - он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица , то есть Иродиада , ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя)
Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.
Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива.
Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.
Одевали лихорадок покрасившее, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице.
Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь
Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу которые они раскрывают, по тому состоянию, которое открывается когда их делаешь.
Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он, как полустершийся след дремучей старины, еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка.
Мужчине, отцу ребенка, отводилась особая роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются «кувада».
В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни).
Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу.
После родов куклы сжигались во время обряда очищения.
К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались.
Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Так же считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного - ни железа, ни глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были "теплые" куклы - из ткани или дерева
Кувадки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, и количество кукол обязательно должно быть нечетным. Это важное условие для того, чтобы куклы стали оберегом.
Интересная шестирукая кукла, помощница по хозяйству, хранительница порядка. Помогает женщине справляться со множеством дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок, уют и лад.
Тряпичных кукол существует огромное множество, и все друг на друга не похожи. Все уходят корнями в древнюю древность - во времена, когда мир был краше и проще, а люди - мудрее и искренней. Тогда под пальцами мастериц рождались мощные обереги - сгустки абсолютной любви, заключенные в трогательной форме куклы. Эта кукла , подаренная близкому человеку, становилась первейшей его защитницей.
Со многими событиями, происходящими в материальном мире, мы можем совладать, поскольку более менее знаем его законы. Но вот о законах мира нематериального почти все знания растеряли.
Тряпичная кукла-скрутка называется скруткой потому, что ни иголка, ни ножницы в ее изготовлении участия не принимают: ни к чему железу касаться ткани, резать лоскутки, из которых вот-вот родится почти живое существо - обережная кукла.
Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, а некоторые - по чудом сохранившимся древним традициям, способны брать заботу о "невидимых" событиях на себя. И чем сильнее чувства, заключенные в изделие, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.
Так что же о чудесах за 10 минут? Маленьким чудом может стать вепсская кукла-скрутка, названная так по имени народа, от которого она есть-пошла.
Вепсы - люди непростые. Сейчас их осталось совсем немного, но их традиция жива. Знакомство с одним старым вепсом стало для меня открытием: он поделился старинным обрядом поэтапного изготовления такой куклы. Поэтапного - это значит в каждую деталь - в руку правую, в руку левую, в голову, в узелки - вкладывается часть образа, которые потом соединяются в единую обережную картину. Такую куклу делают для человека, которому сейчас нелегко. Ведь вепсская кукла, даже по внешнему виду напоминающая матушку-кормилицу, является олицетворением материнской заботы, женской защиты и любви. Часто такие куколки сопровождали ребенка с самого рождения, пока не изнашивались, ну а взрослым людям вепсская кукла помогала поверить в себя, успокоиться, почувствовать себя защищенным, как в детстве под маминым крылом.
Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза. Сделать ее может каждый. Главное – приступая к работе, думать только о хорошем. Помните о том, что лоскутки, из которых вы будете мастерить платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали.
1. Возьмите кусок белого поролона размером 15 на 30 сантиметров. Срежьте углы, чтобы придать ему овальную форму. Затем, отступив от верхнего края пять сантиметров, перевяжите его прочной белой нитью или тесьмой. Это будет голова вашей куклы. Еще одной ниткой перевяжите поролон несколькими сантиметрами ниже, так, чтобы у вашей игрушки образовались грудь и талия.
2. Кусочек ткани яркой расцветки (синей, красной, желтой, зеленой), размером 30 на 30 сантиметров скрутите в трубочку. Красными толстыми нитками, символизирующими радость, перевяжите трубочку с двух сторон на расстоянии 1 см от краев. Вы, наверное, уже догадались, что это будут ручки куклы. Приложите полученный валик к спине барышни и примотайте белыми плотными нитками к туловищу так, чтобы на груди вашей защитницы получился крест в виде буквы Х.
3. Дело за юбкой. Возьмите яркий красивый лоскут круглой формы диаметром примерно 45 см, вырежьте посередине небольшое отверстие и наденьте на талию куклы.
4. Ну, какая же русская красавица без кокетливого фартучка? Тем более что сделать его просто. Вырежьте из ткани прямоугольник и закрепите с помощью нитки на юбке. И помните, чем шире лоскут, тем пышнее будет фартучек для куклы-кокетки.
5. Для пояса-скрутки возьмите три (шесть, девять) разноцветные, шерстяные нити и сплетите их в косичку. На концах закрепите любыми подходящими по цвету нитками. Пояс готов. Теперь осталось только обвязать им талию барышни так, чтобы концы пояска свисали с правой стороны фартучка.
6. Последний штрих – косынка. Берем лоскут-треугольник с длинными концами и завязываем косынку на голове нашей куклы.
Пятнадцать минут – и кукла-скрутка готова!
Рисовать глаза, нос и рот кукле не обязательно. Но если вам этого хочется, не отказывайте себе в удовольствии. Главное, чтобы выражение лица у нее получилось добрым, тогда и характер прелестницы будет таким же.
Для того чтобы ваша куколка стала настоящей защитницей, придумайте ей имя, но такое, которого нет ни у кого из ваших родных и подруг. В противном случае барышня перетянет на себя проблемы человека, в честь которого вы ее назвали. А потом, соответственно, передаст их вам.
Ваш ребенок часто болеет, плохо учится или демонстрирует крайне несговорчивый характер? Сделайте вместе с ним куклу-скрутку и предложите малышу самому дать имя новой подружке. Пусть ваше чадо как можно чаще играет с ней, рассказывает о своих проблемах и бедах, просит защиты и покровительства.
На ночь, укладывая озорника спать, кладите куколку к нему в кровать. Она обеспечит малышу здоровый сон и избавит от ночных кошмаров.
Куклу-скрутку для непоседы лучше сделать из фланелевой ткани светлых, но неброских цветов – голубого, розового, бежевого.
Всем, кто мечтает сохранить и приумножить любовь, избавиться от одиночества, советуем смастерить две одинаковые куклы: мальчика и девочку. Кукла-мальчик в изготовлении несильно отличается от своей подружки: ему не нужны косынка и фартук, а нижний край «юбки» перетяните яркой ниткой или тесьмой.
Правую руку барышни привяжите красной шерстяной нитью к левой руке кавалера, как перевязывают руки жениха и невесты во время венчания. И помните: место такой куклы – в вашей спальне, поближе к кровати и подальше от любопытных глаз.
"Нет ничего возбранительного в том, чтобы использовать в своих работах лоскутки, уже когда-то отрезанные или имеющие на себе следы швейной машинки. Мне думается, что первична - мысль. Ее, обережную, можно заложить и в металлическую конструкцию. Другое дело, что натуральные материалы лучше хранят в себе чувства и мысли, вложенные в них когда-то. Это же природа.
Поэтому, избегая использования синтетических тканей, тем не менее можно иногда сделать надрез, если ткань не рвется. Или отрезать диагональ. В Чувашии однажды я даже услышала присказку к этому процессу: "Режу не по хотенью, по Божьему веленью, творю красоту, унимаю беду"
Однако с иголкой все строго: если мы делаем не игровую куклу, об иголке не может быть и речи. Да и не нужна она в куклах-скрутках - там все на узлах. Даже чисто психологически втыкание иглы лишает куклу какого-то таинства, сокровенности и чистоты.
Тем не менее, если Ваша цель - сделать этнографическую куклу, то уж там - все по-старинке: ношеные тряпочки, мешковина, а лучше - домоткань, и даже ниточки откусывать зубами."
фото найдены в сети, правообладателям от нас благодарность!
В нашем дизкоме такие необычные украшения использует в своих работах
Добрый день дорогие читатели блога!
Я вам покажу пару своих работ, таких кукол делает моя мама.
В интернете очень много МК, как делаются эти куклы.( один из них )
У меня открыточка размером 10х15 см.
Делаю две основы.
Прострачиваю их на машине.
Приклеиваю на скотч мои маленькие остатки бумаги.
По середине пришиваю сборочками ткань. добавляю немного бумаги.
И начинаю украшать свою открыточку.
Вот такое чудо у нас получилось.
Покажу вам еще одну мою работу с использованием куклы.
Замечательная статья и очень милые открытки!
ОтветитьУдалитьОбалдеть, какая информация )) а мне бабушка в детстве все время таких кукол мастерила, здорово, спасибо девоньки за интересную статью.
ОтветитьУдалитьОчень хорошая статья! Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень интересная и познавательная статья! Спасибо, девочки, что поделились!!! )))
ОтветитьУдалить