Всем привет в рамках нашей рубрики "Магия слова"!
Скучали?) Я - да! Правда, правда!
Надеюсь, вы путешествовали этим летом… этой осенью… а может быть прошлой весной?)
Ну или собираетесь…
А еще лучше – путешествовать круглый год!) Правда?
Но перерывы в поездках все-таки нужны – чтобы привести в порядок тревелбуки!)
Да, сегодня будем говорить о тревелбуках.
Вернее, о слове в тревелбуке.
Тревелбуки, альбомы о путешествиях, как известно, бывают разные.
Их можно сделать заранее или по возвращении…
В них рисуют и клеят фотографии и билеты...
Они бывают похожими на скрап-альбом… на арт-бук… или даже смэш...
Бесчисленное множество вариантов! Но главная задача у них у всех одна: сохранить впечатления от поездки! Сохранить увиденное, услышанное, прочувствованное....
Образы, звуки и ароматы...
И в решении этой задачи помогает слово.
Образы, звуки и ароматы...
И в решении этой задачи помогает слово.
Заголовки дают возможность сориентироваться в датах и географии, определить важность и значительность воспоминаний, журналинг напоминает о живых эмоциях, слова-акценты собирают образ воедино…
Заголовки в тревелбуке
Я бы определила здесь три возможных подхода.
Идем от даты.
Тревелбук – это все-таки дневник путешествий, поэтому наверное самый распространенный заголовок на его страничках: «День первый»… «День второй»...
Автор |
...или даже конкретная дата, или день недели.
Особенно подходит, когда путешествие заняло небольшое количество дней.
Автор |
Идем от карты.
Заголовки, в которых присутствуют названия мест, где вы побывали.
...В таких названиях можно обыграть национальный колорит
...В таких названиях можно обыграть национальный колорит
Автор |
Nota Bene, примечание от "Магии слова"
Отличный ход у автора: обратиться к местному жителю и попросить написать «Дахаб» по-арабски, а потом использовать эту надпись в качестве названия тревелбука!
Отличный ход у автора: обратиться к местному жителю и попросить написать «Дахаб» по-арабски, а потом использовать эту надпись в качестве названия тревелбука!
...или просто ярко выделить
![]() |
Автор |
Творческий подход.
1. Заголовки соотносятся с основной идеей разворота, странички
или тревелбука в целом.
или тревелбука в целом.
...немного пафоса — для разворота о Берлинской стене
Автор |
... немного юмора — для разворота о «тюленинге» на египетских пляжах
Автор |
…немного подтекстов — для названия целого тревелбука
![]() |
Автор |
...много эмоций — для альбома о свадебном путешествии
![]() |
Автор |
2. Используется какой-то интересный "технический" прием для того,
чтобы разнообразить подачу и удержать внимание.
чтобы разнообразить подачу и удержать внимание.
Например, каждая страничка — заголовок на новую букву алфавита.
Автор |
Сразу отмечу, здесь нет плохих или хороших вариантов!
Прислушайтесь к себе, к тому, каким вы хотите видеть свой альбом и выбирайте самый подходящий путь.
Журналинг в тревелбуке
- Пишем журналинг во время путешествия.
Берем в дорогу готовый бук и заполняем по ходу дела.
В этом случае уже на стадии изготовления тревелбука стоит продумать, как будут сочетаться текст и фотографии (или рисунки), а также, где и как будет размещаться меморабилия.
Возможно, для записей стоит отвести отдельные страницы, чтобы было удобнее.
Плюсы:
свежесть эмоций,
уникальные подробности.
Минусы:
сложно проконтролировать конечный вид разворота и всего тревелбука в целом;
сложно учесть все нюансы размещения в будущем фотографий;
есть опасность переизбытка текста;
невозможность оценить какие-то факты с точки зрения путешествия в целом.
На мой взгляд, это вариант для продвинутых путешественников, которые точно знают, какого рода память они хотят сохранить в тревелбуке и каким именно образом.
Или для любителей экспериментов)
- Пишем журналинг после путешествия.
Плюсы:
полный контроль над конечным результатом;
больше возможностей для уточнения информации.
Минусы:
есть вероятность забыть интересные мелочи;
можно скатиться в сухой пересказ событий.
Я бы сказала, что это вариант для людей с хорошей памятью,
а также для суперфотографов, которые умеют делать «говорящие» фотографии.
а также для суперфотографов, которые умеют делать «говорящие» фотографии.
- Пишем и во время путешествия, и после.
Мне кажется, в этом варианте сплошные плюсы)))
Как это работает? (Проверено на себе!)
Во время путешествия ведем отдельный блокнот, куда пишем все, что приходит в голову)
Не заботясь о подборе слов (иногда это чертовски экономит время!), не задумываясь о формате изложения мыслей и эмоций.
Пишем как можно подробнее: где жили, куда ходили, как спали, что ели…
что увидели на остановке или в метро…
какую фразу или песню услышали…
какие растения или животных встретили…
Пишем каждый день или хотя бы через день!
Не забываем фиксировать хронологию и маршрут передвижения, то есть, совмещаем, по возможности, факты и эмоции.
Пишем, когда удобно, и в том объеме, в котором удобно.
При всей замечательности тревела, который ведется непосредственно в путешествии, в нем не всегда удобно делать записи, например, во время экскурсии или в музее. А писать в небольшом блокноте можно и в автобусе, и в картинной галерее и даже на вершине Эйфелевой башни!
Потом такой блокнот будет интересен сам по себе)
Однако в тревелбук, скорее всего, пойдет лишь часть записок, только самое интересное и определенным образом переработанное и скорректированное.
Сошлюсь на собственный пример.
Я вела такой блокнот в семидневном путешествии по Чехии.
Это было в мае прошлого года.
Перечитывая блокнот после поездки, обратила внимание, что почти каждый день писала о необыкновенных цветочных ароматах, которые мой восторженный нос ловил на всех улицах Праги и в ее окрестностях.) А теперь представим в тревелбуке семь однотипных журналингов про… майское цветение) Это будут уже записки ботаника, а не путешественника).
К тому же, это будет не совсем справедливо по отношению к другим впечатлениям)))
Поэтому я оставила заметку про ароматы в своем тревелбуке (это эмоциональная живая деталь!), но – в ограниченном количестве)
Автор |
Еще один пример того же порядка.
В первый же день моей самостоятельной прогулки по Праге, несмотря на подготовку к своему путешествию, я умудрилась принять за ратушу другую башню) Через некоторое время ошибку обнаружила, но остался вопрос: а то - что была за башня? Ответ получила только дома) Погуглив)) И поскольку неопознанная башня мне по-прежнему нравилась, ее фото я вставила в свой бук, а заодно и правильную информацию о ней.
Согласитесь, во время путешествия не всегда бывает возможным уточнить какие-то исторические даты или факты, а самое главное, не всегда возможно определить их ценность для собственных воспоминаний.
Поэтому мой выбор за комбинацию «дорожный блокнот плюс тревелбук».
Но, конечно, каждый выбирает то, что ему удобнее.
Как писать журналинг?
Рукописный текст - это ценность.
Даже некрасивый, как нам кажется, почерк прекрасен и добавляет несомненную ценность нашей работе. Тем более в тревелбуке, где важны личные эмоции.
Автор |
Рукописный журналинг как часть рисованного тревелбука - отличный пример от Алены Обуховой
Автор |
Однако если собственный почерк не устраивает совсем, можно подобрать подходящий случаю шрифт. Вот, например, печатный журналинг со стилизацией под иероглифы
Автор |
Не забывайте о читабельности выбранного шрифта!
Красивость - не самоцель!!!
Ну и конечно, оба варианта - и рукописный журналинг, и печатный - можно удачно сочетать.
![]() |
Автор |
А сейчас наш эксперт расскажет, что она думает о тревелбуках и словах в нем.
Сегодня Аню знают все в русскоязычном скрап-сообществе, ведь это она — Скрапбукер-2014! С чем мы ее и поздравляем от нашего блога!
В ее лице бумажный скрап снова взял верх над миксмедийным скрапом.
Ну, во всяком случае, есть такая версия)
А нам просто нравятся работы Анны, и мы с удовольствием смотрим их снова и снова.
А нам просто нравятся работы Анны, и мы с удовольствием смотрим их снова и снова.
В августе в ее блоге появился пост с очень симпатичным тревелбуком.
О нем мы и поговорили с Аней.
АННА Б.: Тебе понравилось делать этот тревелбук? Или ты уже раньше делала нечто подобное?
АННА К.: За последние два года я сделала несколько смэшей и тревелов, а также провела несколько подобных мастер-классов. Мне нравится их делать, это какой-то особый вид удовольствия. Но этот тревелбук особенный, я первый раз сделала его с заполнением. Он посвящен рассказу о нашей семейной поездке в Москву.
АННА Б.: Ты делала тревелбук до поездки или после, по воспоминаниям?
АННА К.: Я всегда сначала делаю блокнот для тревелбука полностью, при этом следую своим правилам по подбору бумаги и внутреннего содержания. Выбираю побольше нейтральных спокойных листов, хорошо подойдет скрап-бумага с принтом в линейку или клетку - нейтрально и идеально для журналинга. Всегда стараюсь добавить однотонного светлого кардстока. Ну и конечно немного ярких листов для радости :)
Но заполняла сам бук текстом и фотографиями, конечно, уже после приезда.
АННА Б.: Вела ли ты в поездке записи?
АННА К.: К своему стыду, нет :) И это большая ошибка. Мне пришлось вспоминать события, благо прошло всего несколько недель с поездки, и я вспомнила почти все.
Как я вижу для себя это в идеале? Думаю, нужно брать с собой в поездку карточки для журналинга и делать записи на них. И тут проблема не в том, красивый у нас почерк или нет, а в том, что можно не уместить весь желаемый текст в карточку. Тогда есть другой вариант - делать заметки на смартфоне/планшете, и по приезду домой просто распечатать и вклеить в тревел.
АННА Б.: В этот раз, кстати, ты тоже делала записи на карточках...
АННА К.: Да, причем, я сначала написала на них весь журналинг, так мне было проще компоновать страницы вместе с фотографиями. К тому же текст на карточках выигрышно смотрится на скрап-бумаге с любым дизайном. А сам журналинг я писала маркером для ПЛ от Бэкки Хиггинс. Им довольно удобно писать, и он безусловно обладает архивными качествами.
АННА Б.: Ты активно использовала в тревелбуке меморабилию. Какую роль она у тебя выполняет: информационную или имиджевую?
АННА К.: Я использовала в этот раз меморабилию именно как картинки. Для меня подвиг, что я вообще хоть что-то привезла из поездки, и горжусь собой :) Только одну вещь я использовала не совсем по назначению - из рекламки от пекарни, где мы вкусно поели, я сделала открывашку, под которой поместила журналинг.
АННА Б.: Какие выводы для себя ты сделала для будущих тревелбуков? И что хотела бы посоветовать нашим читателям?
АННА К.: Надо вести тревелбуки обязательно! Это увлекательно и интересно! Отличная память на будущее. В следующий раз я постараюсь записать больше о том, где/что/почем - это может пригодиться и в будущем, чтобы знать, какие гостиницы лучше, а где сервис не очень. Я буду вести заметки в электронном виде, а фото с телефона, которые позже пойдут в тревел, буду сразу обрабатывать по ходу дела, чтобы потом не тратить часы на обработку и выбор фотографий.
А если есть в наличии компактный фотопринтер и возможность взять его с собой, то тут вообще все суперзамечательно: берем с собой тревел, ручки и принтер, и приезжаем с готовым буком.
А сейчас несколько практических советов...
Nota Bene, примечание от "Магии слова"
Как справиться с собственным почерком.
Поверьте, в силах каждого сделать рукописный журналинг привлекательнее и читабельнее.
И это касается, как вы понимаете, не только тревелбуков.
- Если вы так же, как и я, пишете одинаковые буквы разными способами (например, р или т), то перед написанием текста на страничке или в альбоме потренируйтесь на черновике. Определитесь, какое написание вы выберите для данного случая. Все-таки единообразие смотрится красивее и однозначно читабельнее.
- Не бойтесь делать переносы, это лучше, чем втискивать «невпихуемое» слово в строку)))
- Чтобы строчки не заваливались и не прыгали, можно разлинеить место для журналинга. А я делаю так: кладу параллельно моим строчкам линейку или простой лист бумаги и ориентируюсь на ровный край.
- Чтобы красиво вписать рукописный журналинг в отведенное ему место, можно начертить на черновике подобный размер и написать текст сначала там. Или примерить текст на прозрачной кальке.
- Чтобы длинный журналинг не воспринимался монотонным и скучным, поделите текст на абзацы или отбейте некоторые предложения друг от друга пустым пространством. Подходит любой способ, главное, чтобы он был логически оправданным и не мешал восприятию текста!
- Чтобы привлечь внимание к отдельным моментам журналинга, можно выделить некоторые слова рамкой, цветом, усиленным нажимом ручки и т.д.
- Помните, чем больше вы пишете от руки, тем лучше у вас будет получаться с каждым разом!
И под занавес нашего разговора)
Еще несколько ссылок на интереснейшие тревелбуки от нашей читательницы и друга Татьяны_Вилли
Таня, мы благодарим тебя за сотрудничество и помощь!
1.
Kasia. Путешествие в Стамбул
Пример оригинального размещения журналинга
2.
Georgina Ferrans и ее колоритный бук о путешествии на музыкальный фестиваль в город Гластонбери, Великобритания
Отличный пример использования букв и слов как арт-объекта.
3.
Patricia DA SILVA и ее тревелбук из крафт-пакетов сручками
Классный пример работы с текстом - обратите внимание на выделенные слова.
4.
Mary Ann Moss, тревел про Будапешт
Текст, размещенный поверх фотографий и картинок, смотрится очень живо и органично.
Другие тревелбуки этого автора ЗДЕСЬ
5.
Kristin и ее тревел про поездку в Чикаго
Журналинг поверх фотографий - распространенный прием)
6.
Esther Ayala и ее отличный фристайловый тревелбук
Esther Ayala и ее отличный фристайловый тревелбук
Яркий, эмоциональный тревел!
7.
Прекрасные фотографии, оригинальная подача и очень вольное обращение с текстом)
8.
Портал русскоязычных тревелбуков — море вдохновения!!!
Всем удачных путешествий и журналов о них!
Обязательно!!!! ждем!!!! ваших рассказов об опыте работы с тревелбуками или просто ваших мыслей по поводу.
Как обычно спрашиваем, делимся, предлагаем - любым удобным для вас способом.
Добавляемся в линки или в комментарии!
В дальнейшем мы обязательно будем делать обзоры ваших постов!