День добрый, уважаемые!
С вами снова рубрика «Магия слова» и я, ее ведущая, Анна_bora.
Спасибо, что поддержали разговор о журналинге в скрапе!
Приятно видеть, что тема оказалась актуальной и живо комментируется. Вы привели тучу классных примеров!
Всё с удовольствием забираем в копилку рубрики))
Самое главное, к чему мы с вами пришли, журналинг, а именно ему был посвящен первый выпуск рубрики, – первый наш помощник при создании скрап-страничек и альбомов!
Особенно ярко высказалась на этот предмет Надя_Надеждинка и даже привела в пример страничку, которую делала 4 года назад. Страничка яркая, эмоциональная, но без журналинга. И, как пишет Надежда, восстановить в памяти то, что хотелось сказать этой страничкой можно только благодаря посту в блоге, где она была опубликована. «Но ведь пост мой не будет к страничке приклеен, правда?»..
А выводы для себя каждый делает свои. Кто-то убедился в правильности выбранного пути и дальше собирается делать странички про свою семью с интересными историями. А кто-то только пришел к мысли, что журналинг - must do it и строит планы по достижению цели.
Сегодня мы продолжаем нашу актуальную тему и будем говорить
о заголовках
Напомню, вот такое определение мы дали этому понятию в прошлый раз.
ЗАГОЛОВОК (или название) — самые главные слова на странице, кратко выражающие ее основную мысль, определяющие ее настроение и характер.
Три главные функции заголовка
1. Информировать. О чем эта страничка? Зачем мы ее сделали? Так сказать, выжимка, квинтэссенция основной мысли, которую мы хотим передать.
2. Привлекать, цеплять внимание к происходящему на страничке.
3. Задавать настроение, соответствующее страничке в целом (шутливое, романтическое, пафосное и т.д.)
Какие бывают заголовки?
Я снова попыталась систематизировать, в этой схеме собраны различные виды заголовков - по их сути, вариантам оформления, функциям.
Заголовок должен быть достаточно информативным, понятным, удобным для восприятия, привлекающим внимание.
Nota bene, примечание от «Магии слова»
Важно: он не должен противоречить смыслу странички, если только это не является вашим осознанным ходом, который обыгрывается разными деталями работы.
И конечно, неудачный заголовок может свести на нет все усилия. Вот почему так важна эта тема.
Какие заголовки привлекательны
и вызывают интерес?
Не сочтите за труд, пройдите по ссылкам!
Все примеры нужно смотреть в комплексе: слова плюс оформление!!!
6. Краткие заголовки зачастую привлекают больше внимания. Свыше 5-7 слов практически не воспринимаются. Зато даже одно слово, если оно точно выбрано, может «сыграть» всю страницу: «Ангел» у Лены ЛавКреатив
8. Заголовки со знаком вопроса, а также с использованием вопросительных слов, например КАК, ПОЧЕМУ, ОТКУДА. Помните, если есть вопрос или намек на него, это означает, что где-то рядом есть ответ)) Значит, нужно его найти, вглядываясь в фотографию, детали, читая журналинг: «У нее там машинный завод?» у Тамары
9. Легкие для восприятия заголовки, без сложных конструкций (причастных и деепричастных оборотов, придаточных предложений, вводных словосочетаний).
Чтобы придумать хороший заголовок, можно потренироваться с выше приведенным списком. Попробуйте пройтись по каждому пункту, придумать разные виды заголовков и выбрать лучший из них.
Nota bene, примечание от «Магии слова»
И опять вынуждена напомнить: то, что хорошо сыграло в одном случае, может быть неудачным в другом! Все советы примеряем исключительно к собственной идее!
По-другому никак!
Как придумать заголовок
Журналистов учат придумывать заголовки к статьям, существует даже определенный алгоритм действий. Давайте попробуем взять его за основу.
1. Размышляем над нашей «статьей» - историей, которую мы хотим рассказать в своей работе. Стараемся сформулировать ее основные моменты, ее главную мысль. Но не откидываем в сторону эмоции и интересные детали.
2. Ищем ключевые слова, которые отражают суть нашей истории. Для облегчения работы записываем их на бумагу.
3. Работаем с этими ключевыми словами: ищем, чему они созвучны, какие ассоциации вызывают, подбираем синонимы. Вспоминаем песни, стихи, книги, фильмы, пословицы-поговорки, которые могут иметь отношение к нашим ключевым словам.
4. Творчески перерабатываем найденное. Например, заменив одно слово в известной пословице, можно получить оригинальный заголовок, который будет соответствовать именно вашей истории и станет украшением странички. Отличный пример "Ветрянка, сэр!" у Светланы
И не забываем использовать образность родного языка: метафоры, олицетворение, аллегория, эпитет, сравнение и т.д. Филологам легче) остальным – гугл в помощь.
Скраперу в помощь
1. Заведите блокнот!
Да-да, опять блокнот! И записывайте туда удачные фразы из фильмов/книг/песен, а также образы, привлекшие ваше внимание в повседневной жизни (рекламные слоганы, журнальные заголовки и т.д.).
2. Существует множество упражнений для развития воображения, творческого мышления – поищите их в интернете.
Во-первых, это просто интересно, во-вторых, действительно полезно иной раз взбодрить ум, а там, глядишь, не только интересный заголовок родится, а еще и идеи для новых работ появятся. В-третьих, многие из таких упражнений годятся для того, чтобы позаниматься с ребенком (двойная польза!).
Как оформить заголовок?
Опять же вариантов – тысячи, основные типы оформления упомянуты на схеме выше.
На всякий случай напоминаем:
выделить все – означает не выделить ничего! Все хорошо в меру.
И учитесь у тех, кто уже умеет!
Очень много интересных примеров по оформлению заголовков у мастериц, на которых я уже ссылалась выше.
Также потрясающе интересно работают с заголовками:
(мы все очень огорчены отсутствием новых постов в этом прекрасном блоге)
и многие-многие другие!
Стоп шаблонам!
В обсуждениях по прошлому выпуску наши читатели касались и заголовков тоже, в частности, такого аспекта как шаблонный подход.
Лена LoveCreative против массового распространения «Сладких пяточек» и «Май принцесс», а Елена Софронова не приемлет в семейных альбомах такие заголовки, как «Сынок» и «Летний полдень».
Наши читательницы, конечно же, не против самих этих слов, они имеют в виду, что в заголовках хочется видеть чего-то более осмысленного, индивидуального, максимально соответствующего духу конкретной фотографии и рассказываемой истории! А принцессы, как известно, обладают очень разными характерами и не к каждому снимку подойдут одинаковые слова)).
В общем, обе Лены (и мы, конечно, тоже) за вдумчивый подход к работе над заголовком, за более точное попадание, скажем так.
Вот и наш эксперт считает также.
Кто не знает Лену Виноградову? Лену знают все! )
И не только потому, что она делает стильные альбомы, выпускает классную бумагу и проводит очень интересные МК.
Лена Виноградова - это уже, по сути, имя для многих техник в скрапе.
Лена - это переплет, который знают все, на МК по которому до сих пор ссылаются в блогах, но который редко у кого получается настолько хорошо, как у самой Лены))
Лена - это техника изящной дорисовки фотографий...
Лена - это печать фотографий на скрапбумаге...
Лена - это оригинальные раскладки и потайные страницы в альбомах...
Ну и конечно Лена - это точные заголовки. Я не случайно выбрала именно это слово: точные! Они точны и по смыслу, и по оформлению. Заголовки на ее страницах присутствуют настолько естественно, что кажется, они были тут всегда.
АННА: Лена, как придумываются заголовки? Поделитесь секретами! Вот Оля Котлярова, например, рассказала нам, что у нее есть специальная ручка для журналинга)
ЕЛЕНА: Вы правильно заметили, я считаю, что заголовок – это неотъемлемая часть работы, а точный и правильный заголовок – это вообще значительная часть работы! Никаких ритуалов по придумыванию заголовка у меня нет. Они придумываются вместе с подбором фотографий. Нашла фото, тут же складывается идея работы и заголовок.
АННА: Очень часто в ваших страничках при всей серьезности оформления звучит легкая ирония (как например, в альбоме для подруги «Мне 35»). Это следствие характера или...
ЕЛЕНА: Человек без чувства юмора – один сплошной пафос. Пафос я не люблю. Ироничные веселые работы легче смотреть и воспринимать, их интереснее читать. Однако такую иронию я позволяю себе в работах про очень близких мне людей, которые, я уверена, на это отреагируют правильно. Я и над собой часто смеюсь! Чувство юмора позволяет скрыть волнение, шутки разряжают обстановку – так проще жить!
АННА: Почти сразу с выпуском собственной бумаги у вас стали продаваться и наборы надписей на разные случаи. Почувствовали такую потребность в скрапсообществе?
ЕЛЕНА: Для начала это было нужно мне самой. Все надписи создавались по конкретному случаю, они не были высосаны из пальца. Потом они понравились другим, люди часто писали мне письма с просьбами выслать им надписи. Поэтому я решила их выпускать уже массово. На тот момент русскоязычные надписи практически никто не делал, а потребность в них была.
АННА: Ваш фирменный стиль оформления заголовков - вырезание распечатанных слов, даже МК есть соответствующий. В вашем исполнении это очень тонкая мастерская работа. Но здесь, как с переплетом: нам рассказаны все секреты, но повторить получается не у каждого)) Откуда такие замечательные руки?) От папы с мамой? Или сказываются годы тренировок?
ЕЛЕНА: Думаю, что и то, и другое. Про необходимость упорного труда и постоянного обучения я всегда писала и говорила. Вот пытаюсь сейчас это своей дочке объяснить – ей хочется все и сразу, а если приходится попотеть, то интерес пропадает :)))
АННА: Сегодня в заголовках ваших альбомов частый гость — черные буквы. Они - тоже распечатка? Выглядит очень стильно и, кажется, что такие заголовки выполняют не только информационную функцию и, может быть даже, не столько. Это еще и композиция, и элемент украшения...
ЕЛЕНА: Это распечатка на пленке. Вещь очень полезная, когда не очень много времени. Таких заголовков у меня придумано большое количество. Они очень подходят для альбомов, там, где композиция не очень сложная и особой навороченности не требуется. Безусловно, это элемент композиции, и в сочетании с другими элементами – черными полосками, к примеру, они задают определенный стиль.
АННА: Поделитесь, пожалуйста, с нами примерами самых интересных на ваш взгляд заголовков - как по содержанию, так и по оформлению.
ЕЛЕНА: Для всех страничек у меня секрет один: заголовок должен подходить по смыслу, по стилю, вписываться в композицию.
И я никогда не устану повторять: девочки, не пренебрегайте заголовками! Это мощнейший инструмент в создании не только интересной, но и гармоничной работы! Заголовком можно уравновесить композицию по цвету, по элементам, добавить ей динамики, и, безусловно, смысла…
Хотя, как показывает практика, наличие смысла в работах – это очень на любителя. Зачастую работы носят просто украшательский характер, и фотографии для этого используются не несущие особой идеи. Просто красивые люди или красивые дети… Для таких работ и фотографий заголовки придумать трудней всего. Но, как говорится, смотря какие цели вы преследуете :))))
АННА: Лена, большое спасибо за интервью и предоставленные работы с интереснейшими образцами оформления заголовков!
Давайте же смотреть работы Елены Виноградовой
и учиться ее мастерской работе с заголовками!
Как рассказала нам Лена, в страничке "Разреши себе жить" заголовок распечатан на обычной офисной бумаге - белыми буквами на черном фоне. Срез бумаги подкрашен маркером, чтобы распечатка сливалась с фоном страницы. Экспрессивный дух странички подчеркнут выбором шрифта в гранжевой стилистике.
Тонкая работа: каждая буква заголовка вырезана по отдельности. Чтобы такой заголовок смотрелся аккуратнее, Елена рекомендует оставлять припуски белого фона, который при необходимости можно подкрасить в цвет странички.
Обратите внимание на слово "осени" - Елена дорисовала на фоне тени каждой букве: смотрится объемно и интересно, согласитесь! И еще один нюанс: кленовый лист то заходит под буквы, то закрывает их - этот прием также добавляет глубины пространству странички, вся работа смотрится легко и непринужденно.
А здесь, раскрывает карты Елена, все буквы вырезаны из журналов, ведь страничка на тему моды! Заголовок смотрится ярко, игриво и подчеркивает веселый характер странички.
Заголовок "Игры для взрослых" также распечатан и вырезан, но посмотрите, как точно он вписан в композицию! А выделение одного слова красным цветом решает сразу несколько задач:
1. поддерживает связь с элементами такого же цвета
2. усиливает яркий характер страницы
3. расставляет смысловые акценты в заголовке: все-таки игры! (хоть и для взрослых))
Еще один пример того, как удачно подобранный шрифт играет на общую картину. Шрифт с простым написанием смотрелся бы здесь не так гармонично. Заголовок - распечатка со слегка тонированными краями.
И опять игра со шрифтом: смотрите, как разное написание букв в слове "путаница" обыгрывает смысл, заложенный в этом слове!
Заголовок "Живая азбука" - комбинированный. Как прокомментировала Лена, буква «А» с аистом и арбузом вырезаны из старой азбуки, немного дорисованы для яркости и посажены на объемный скотч. Остальные буквы заголовка распечатаны. Слово "живая" - на объемном скотче, буквы «збука» приклеены прямо на страницу.
В данном случае заголовок служит еще и украшением.
Фирменный вырезанный заголовок посажен на объемный скотч и словно парит над страничкой, подчеркивая "птичью" тему) А кроме того заголовок своим размещением и выбранной для него цветовой гаммой подчеркивает вертикальность композиции.
Слово "Банька" - это чипборд, искусно раскрашенный под бересту.
Сравните: "Баня" и "Банька"... Вроде смысл одинаковый, но для данной героини не всякая баня подойдет))
"Зимний день" - заголовок вырезан и "посажен" на объемный скотч, из-за этого вокруг букв появляется легкая тень, добавляющая глубины пространству. Кроме того, как комментирует сама Лена, в данном случае заголовок служит еще и для уравновешивания композиции.
Ох...
Загрузили мы вас?)
Ну простите! Уж больно тема интересная!
А вам?
Давайте продолжим разговор!
Расскажите, как вы придумываете свои заголовки?
Поделитесь своими фирменными фишками на этот счет!
А есть ли у вас любимый прием для оформления заголовков?
Или вы каждый раз придумываете что-то новенькое?
Рассказывайте, делитесь мнениями, задавайте вопросы!
В том числе нашему эксперту Елене Виноградовой - она пообешала обязательно ответить на все вопросы. Можно это сделать в комментариях, а можно писать на почту
ann-bora@yandex.ru с пометкой "Магия слова".
Мы обязательно все соберем и передадим по назначению.
А следующей темой для разговора в рубрике "Магия слова" будут "Слова-акценты".
Выпуск выйдет 3 ноября.
...